Задачи исследования :
1. Сравнение оценок остроты зрения, полученных с использованием разных оптотипов.
2. Исследование влияния соседних изображений на восприятие тестовых объектов (краудинг-эффект).
Наблюдатели:
316 школьников 8-17 лет — ученики 2, 6, 7, 10 и 11 классов.
Тестовые стимулы для измерения остроты зрения:
буквы Е и С в 4-х ориентациях, прямоугольные решетки — в 2-х ориентациях.
Краудинг-эффект — феномен ухудшения восприятия стимула при близком расположении окружающих изображений.
Тестовые стимулы:
кольца Ландольта и буквы Е Снеллена в 4-х ориентациях (верх, низ, право, лево), прямоугольные решетки в 2-х ориентациях (горизонтальная или вертикальная).
Меняется расстояние α между тестовым стимулом и окружением. Измеряем расстояние, при котором наблюдается ухудшение.
Результаты и выводы:
1. Острота зрения, измеренная с помощью колец Ландольта, в среднем оказалась в 1.4 раза выше, чем острота, измеренная буквами Е и решетками, что подтверждает гипотезу об анализе зрительной системой частотного состава целого изображения, а не частоты разрыва.
2. В задаче краудинг-эффекта у всех наблюдателей отмечено ухудшение восприятия тестовых стимулов при близком расположении окружающих изображений. Расстояния между тестом и окружением, при которых происходит ухудшение, постепенно уменьшаются с увеличением возраста: для тестовых колец Ландольта и букв Е к 12 годам они становятся сопоставимыми со взрослым уровнем, для решеток постепенное уменьшение этих расстояний наблюдается до 16-17 лет. Данные свидетельствуют о возможном использовании разных механизмов, обеспечивающих восприятие решеток и оформленных изображений.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.